2010 год

Печать
Дата публикации 18.09.2011

Итоги научной деятельности за 2010 год.

 

«Если раньше серьезные научныеисследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей»

Проект Концепции развития исследовательской

и инновационной деятельности в российских вузах

(Бюллетень Министерства образования и науки

Российской Федерации. № 12, 2010. – С.7)

 

 

27 января 2011 года на заседании Ученого совета Дагестанского государственного педагогического университета были подведены итоги научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза. С докладом по этому вопросу выступил проректор по научной и инновационной деятельности Загир Вагитович Атаев.

В Дагестанском государственном педагогическом университете сохраняется тенденция становления университета как одного из ведущих педагогических вузов в образовательном пространстве юга России, фундаментальные и прикладные научные исследования в вузе отвечают современным требованиям и находят применение в образовательной деятельности. В их основе – исследования, ведущиеся по 6 основным научным направлениям в рамках существующего перечня приоритетных направлений исследований в Российской Федерации.

В 2010 году научно-исследовательская и инновационная деятельность университета проводилась на 83 кафедрах, в 4 научно-исследовательских институтах, 8 проблемных научно-исследовательских лабораториях и 4 филиалах по научным направлениям, соответствующим профилям профессиональной педагогической подготовки специалистов и связанным как с психолого-педагогической проблематикой, так и с фундаментальными и прикладными исследованиями в области конкретных отраслей наук. В целях развития инфраструктуры организации научных исследований в истекшем году в университете создано 16 научно-образовательных центров (НОЦ).

Вопросы состояния и организации научно-исследовательской и инновационной деятельности университета и его структурных подразделений ежемесячно обсуждались на заседаниях Научно-экспертного совета (НЭС), где принимались соответствующие решения.

Университет использовал традиционные источники финансирования научной и инновационной деятельности. В 2010 году ученые педагогического университета выполнили 41 финансируемый научный проект общим объемом 14859,78 тыс. руб.

Источники финансирования науки в 2010 году распределились следующим образом.

По тематическому плану Министерства образования и науки Российской Федерации Научно-исследовательским институтом общей и неорганической химии ДГПУ под руководством проф. Гасаналиева А.М. выполнялась тема «Исследование сложнооксидных полифункциональных материалов (Этап 4. «Экспериментальное исследование физико-химических свойств и химико-технологических характеристик новых материалов») на сумму 1660,1 тыс. руб.

На финансовые средства министерств, федеральных агентств и служб, государственных академий наук выполнялись проекты на сумму 3221,5 тыс. руб. Проекты «Социализация детей с нарушениями интеллекта в полиэтнической образовательной среде» и «Психолого-педагогическое сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями на этапе школьного обучения в национальной школе» (Маллаев Д.М., Бажукова О.А., Омарова П.О., Гасанова З.З., Багдуева К.Г.), «Профильный лагерь как среда социализации молодежи» и «Инновационные образовательные технологии в системе профессионального образования» (Гаджиев Г.М.), «Проективные технологии в профессиональном образовании» (Сороколетова Е.Н.) разрабатывались в Институте национальных проблем в образовании Российской академии образования (ИНПО РАО). По грантам Министерства образования и науки Республики Дагестан составлен и издан «Частотный словарь Эфенди Капиева» (Омарова Л.Р.), разрабатываются «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» (Алиева З.А.). На средства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан завершен двухгодичный проект «Инвентаризация особо охраняемых природных территорий Дагестана» (Джамирзоев Г.С., Атаев З.В.). В рамках Программы фундаментальных исследований отделения математических наук РАН проф. Шарапудиновым И.И. выполнялся проект «Асимптотические методы теории полиномов, ортогональных на сетках, и их приложения».

Сумма грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) составила 1395,0 тыс. руб. По грантам РГНФ проф. Ибрагимовым Г.Х. составлен и издан Цахурско-русский словарь, проф. Адзиевым Х.Г выполнен проект «Национальная политика и межэтническое согласие в полиэтническом регионе». На грантовые средства РФФИ совместно с Дагестанским научным центром РАН выполнялись проекты Бабаева А.Б. «Моделирование транспортных потоков в крупных городах» и «Компьютерное моделирование фазовых переходов и критических явлений в магнитных системах с немагнитными примесями».

Весной 2010 года по проекту зарубежного фонда WWF (Всемирный фонд природы) Джамирзоевым Г.С. и Атаевым З.В. проведена экологическая экспертиза эколого-экономического обоснования создания природного парка «Ицари». По фонду Tempus (ТЕМПУС) завершен проект «SEXTANT» (Student Exchange and Credit Transfer Assisted by New Information Technologies).

Информационно-аналитический центр Комитета по молодежной политике Республике Дагестан выступил заказчиком проведения круглых столов «Информирование молодежи о социально значимых проектах государственных, общественных организаций» и «Роль молодежи в социально значимых проектах, направленных на поддержку лиц с ограниченными возможностями развития» (Керимова А.В., Омарова П.О., Багдуева К.Г.), «Создание концепции развития единой молодежной информационной сети в Дагестане» (Амиров М.М.), организации и проведения международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии в работе с молодежью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация» (Керимова А.В., Омарова П.О., Багдуева К.Г.), проведения научно-исследовательских работ «Профилактика девиантного поведения подростков. Программа тренингов» (Гасанова Д.И.) и «Воспитание в духе патриотизма и гражданственности безнадзорных детей в Дагестане» (Алиханов З.И.).

По заказу Администрации г. Махачкалы и УФСКН по Республике Дагестан организованы и проведены Республиканские научно-практические конференции «Проблемы обеспечения безопасности в Республике Дагестан: борьба с коррупцией и противодействие незаконному обороту наркотических средств» и «Формирование антинаркотического мировоззрения среди молодежи» (Омаров А.А.), по заказу Управления образованием Карабудахкентского района составлена «Программа психодиагностического исследования личностного и интеллектуального развития учащихся общеобразовательных школ Карабудахкентского района Дагестана» (Байсонгуров И.Б.).

В 2010 году гранты Президента Республики Дагестан выиграли проекты проф. Ахмедова Д.Н. «Культура народов Дагестана», проф. Баглиевой А.З. «Изменение менталитета в условиях социокультурной трансформации (на примере духовной жизни народов Дагестана) и проф. Шихалиева Х.Ш. «Совершенствование содержания и методов обучения математике в 5-11 классах общеобразовательной школы».

Сотрудники университета принимали участие в выполнении 10 хоздоговорных работ на сумму 2561,0 тыс. руб. Студентами выиграны 3 гранта на сумму 215,0 тыс. руб. Софинансирование вуза на развитие научно-исследовательской деятельности составило 4294,302 тыс. руб.

Значительно активизировалась работа по участию ученых университета в различных научных программах. В 2010 году от университета подано 68 заявок на финансирование грантов и 46 заявок подано на конкурсы в различные программы и фонды.


Функционируют диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по 8 шифрам специальностей (педагогические науки – председатели проф. Д.М. Маллаев, проф. Буржунов Г.Г.; филологические науки – проф. З.Н. Акавов, проф. Дибиров И.А.), 1 совет по защите кандидатских диссертаций (химические науки – председатель проф. Гасаналиев А.М.). Деятельность советов обеспечивает аттестацию научных кадров по 9 специальностям. На них в 2010 году защищено 64 кандидатских и 1 докторская диссертации.

В Высшую аттестационную комиссию Министерства образования и науки Российской Федерации подготовлена и сдана документация по открытию еще 3 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

За последний год пролицензированы 17 новых специальностей аспирантуры, количество шифров аспирантуры доведено до 49. На 43% увеличены контрольные цифры приема в аспирантуру. Эффективность аспирантуры (процент аспирантов, защитившихся не позднее, чем через год после окончания аспирантуры) составила 31,84% (при нормативном показателе 25%). Подготовлена документация по открытию докторантуры по 9 шифрам научных специальностей.

В отчетном году докторские диссертации защитили 3 преподавателя Дагестанского государственного педагогического университета – Алипханова Ф.Н. (кафедра педагогики и методики профессионального образования), Гаджиева С.С. (кафедра зоологии) и Чеерчиев М.Ч. (кафедра языкознания).

Результаты научных исследований ученых университета в истекшем году были представлены в работе 312 научных конференций, в том числе 57 международной. На базе университе­та были организованы и проведены 78 конференций: 12 международных, 14 всероссийских, 25 региональных, 8 вузовских, а также 19 студенческих.

В отчетном году сотрудниками университета издано 89 монографий общим объемом примерно 1200 печатных листов, в том числе 12 монографий издано в центральной печати, 12 учебников и 198 учебных пособий (3 грифом УМО и 2 – с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации), опубликовано 2336 статей, из них 214 – в реферируемых и рецензируемых научных журналах и 108 – в зарубежных изданиях, издан 71 сборник научных трудов.

В 2010 году активизировалась инновационная деятельность университета. Разработки ученых университета представлялись в различных конкурсах, выставках, олимпиадах и были удостоены 179 наградами (медалями, дипломами, грамотами, свидетельствами и сертификатами), получены 3 патента на изобретение и полезную модель, 7 регистрационных свидетельств на электронные издания.

Отделом инновационной деятельности проводился лекторий «Один день в инновационном образовательном учреждении», в ноябре 2010 г. проведены научно-практическая конференция «Управление современной школой» и круглый стол «Традиционная или инновационная школа» для выпускников университета с участием учителей и директоров школ республики.

Продолжала развиваться система организации научного творчества студенческой молодёжи, являющаяся основой подготовки современного высококвалифицированного специалиста и сохранения научного потенциала вуза. Основными формами организации научно-исследовательской работы студентов в ДГПУ являются студенческие научные кружки, проблемные и творческие группы, которые объединены в Студенческое научное общество вуза.

Активисты СНО ДГПУ принимали участие в работе Международного молодежного образовательного форума «СелиАс – 2010», Всероссийского инновационного образовательного форума «Селигер – 2010», Молодежного образовательного лагеря «Машук – 2010», Форума добровольческих организаций юга России «Доброград – 2010» и многих других.

Студентами на научных конференциях сделано 1233 доклада. Количество студенческих публикаций достигло 912, в том числе 695 издано без соавторов – сотрудников вуза. СНО Университета провеыено 29 конференций и 4 олимпиады, издано 16 сборников научных работ студентов. На выставках экспонировались 2832 работы студентов. На конкурсах на лучшую НИР и на выставках получено 149 медалей, дипломов, грамот, премий, 17 из них – на открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, проводимом по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации. За активное участие в научно-исследовательской работе в 2010 году руководством университета было премировано 120 студентов.

Научные журналы университета «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки», «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки» и «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки» включены в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 февраля 2010 года № 6/6). Имфакт-факторы журналов поднялись с 0,006 в 2009 году до 0,01 – в 2010-ом.

По показателям научно-исследовательской деятельности подведены рейтинги кафедр, факультетов, научно-исследовательских институтов и лабораторий университета и его филиалов.

Среди психолого-педагогических кафедр наилучшие результаты у кафедр коррекционной педагогики и специальной психологии (29,8 баллов), теории и методики профессионального образования (22,1 балл), педагогических технологий и методик (19,4 балла). Высокий рейтинг также у кафедр теории и методики обучения праву (19,1 балл), теоретических основ и технологий начального математического образования (19,0 баллов), педагогики и технологии профессионального образования (16,7 баллов), методики преподавания ИЗО и ДПИ (15,6 баллов), теоретических основ и технологий начального языкового образования (15,3 балла) и кафедры педагогики и психологии БХФ (14,7 баллов).

Лучшими общественно-гуманитарными кафедрами являются кафедры экономики и предпринимательства (32,6 баллов), языкознания (27,0 баллов), теории и истории русского языка (25,7 баллов). Высокие рейтинговые баллы также у кафедр политологии и социологии (24,0 баллов), истории Дагестана (19,5 баллов), истории стран Востока (17,3 балла), уголовного права (17,2 балла), живописи (14,7 баллов) и теории и истории государства и права (14,1 балл).

Среди естественнонаучных кафедр высокий научный рейтинг у кафедр химии (18,8 баллов), физической географии (18,6 баллов) и алгебры и геометрии (17,1 балл).

Среди межфакультетских кафедр лучших научных результатов достигли кафедры политологии и социологии (24,0 балла), теории и методики профессионального образования (22,1 балла), экономической теории (9,7 баллов), психологии (9,6 баллов) и философии (9,5 баллов).

По факультетам гуманитарного профиля лучшие научные показатели имеют факультеты филологический (18,2 балла), правоведения (14,0 баллов) и институт-факультет педагогики и психологии (13,3 балла). Среди факультетов естественнонаучного направления наилучшие результаты у технолого-экономического (16,8 баллов), математического (12,1 баллов) и биолого-химического (11,8 баллов) факультетов.


Изменилось в лучшую сторону отношение к научно-исследовательской работе в Дербентском и Хасавюртовском филиалах университета. Вместе с тем все еще остается недостаточным уровень организации научно-исследовательской и инновационной деятельности в Избербашском и Буйнакском филиалах университета.

По результатам рейтинга индивидуальных достижений научно-исследовательской деятельности определены 100 лучших преподавателей педагогического университета, которым и будут произведены стимулирующие выплаты в виде ежемесячной надбавки к заработной плате, а по полугодиям планируется выплачивать разовые стимулирующие выплаты. Это позволит улучшить качество научно-исследовательской и инновационной работы в вузе.

Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) определил наиболее «активных» за 2010 год ученых ДГПУ, имеющих положительный индекс научного цитирования (индекс Хирша). Это (в алфавитном порядке): Абакаров С.А., Адзиев Х.Г., Алахвердиев Ф.Д., Алиев М.Н., Алиев Ш.К., Атаев З.В., Ахмедова П.А., Гаматаева Б.Ю., Гасаналиев А.М., Гасанов Н.Н., Гусейнов Р.М., Дадаев Д.Х., Исаева М.М., Исламова Ф.И., Магомедов Г.М., Магомедов М.А., Маллаев Д.М., Нажмудинов А.М., Османов Р.О., Шарапудинов И.И., Хайрулаев М.Р.

Вместе с тем, в организации и проведении научно-исследовательской и инновационной деятельности в университете выявлены следующие недостатки:

– в условиях ужесточения требований государственной аккредитации вузов возникает озабоченность в связи с «непреодолением» в отчетном году университетом такого порогового значения для подтверждения своего статуса, как среднегодовой объем научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава; «сбой» в системе материального стимулирования привел к снижению некоторых результатов научно-исследовательской деятельности и публикационной активности ученых вуза;

– как и в предыдущие годы, значительное число кафедр университета не принимает участия в выполнении конкурсных финансируемых научных тем и хоздоговорных исследований;

– остается недостаточной интеграция научных коллективов кафедр и факультетов в процессе подготовки конкурентоспособных конкурсных научных проектов, подготовки проектов на основе интеграции университетской, академической и отраслевой науки;

– различен и не всегда достаточен вклад кафедр и исследовательских структур университета в научное обеспечение процессов обновления образования;

– треть университетских кафедр не уделяет достаточного внимания научно-исследовательской работе студентов;

– аспиранты и соискатели принимают достаточно слабое участие в научных конкурсах для молодых исследователей;

– несмотря на рост инвестиций в бюджет университета за счет внебюджетного финансирования научно-исследовательскими институтами и лабораториями, вовлеченными в процесс поиска источников финансирования научно-исследовательских работ, в первую очередь за счет участия в конкурсной грантовой деятельности, остаются нерешенными проблемы обеспечения их площадями и оборудованием;

– выявлен ряд недостатков и в работе диссертационных советов: по-прежнему основной пик защит в советах университета приходится на июнь и декабрь месяцы, что значительно осложняет своевременную подготовку и отправку аттестационных дел соискателей; в ряде случаев возникает неоправданная задержка рассмотрения диссертаций на кафедрах, в результате чего выпускники аспирантуры не представляют документы в диссертационные советы в срок;

– не решенным остается вопрос об издательско-типографском комплексе;

– остается недостаточным уровень организации научно-исследовательской и инновационной работы во всех филиалах университета.

Выявленные недостатки дают возможность:

1) определить важнейшими направлениями в организации и проведения научно-исследовательской и инновационной деятельности на ближайшую перспективу:

– доведение объема финансирования научных исследований университета до 30-35 млн. рублей в год;

– увеличение количества подаваемых проектов по ФЦП (Федеральным целевым программам), РГНФ (Российскому гуманитарному научному фонду) и РФФИ (Российскому фонду фундаментальных исследований), на гранты Президента Российской Федерации, увеличение количества и объема госбюджетных научных тем, финансируемых Министерством образования и науки Российской Федерации;

– усиление координации развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в филиалах университета;

– открытие новых специальностей докторантуры, для чего рассматривать подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации как одну из стратегических задач развития университета;

– введение в действие системы моральных и материальных поощрений ученых университета за высшие научные достижения.

2) рассматривать в качестве первоочередных мероприятий работы кафедр процедуру аттестации аспирантов при переводе их на очередной курс и проведение предварительной экспертизы диссертации на кафедре.

3) обязать председателей диссертационных советов обеспечивать первоочередное прохождение диссертаций, представленных аспирантами и докторантами Дагестанского государственного педагогического университета в период срока обучения.

4) запустить цифровую типографию (издательско-полиграфический центр) университета для выпуска журналов «Известия ДГПУ», учебно-методической, научной и научно-методической литературы.

8 февраля, в День Российской науки на совещании с деканами и заведующими кафедрами ректор университета Джафар Михайлович Маллаев вручил дипломы и почетные грамоты победителям и призерам рейтинга по научно-исследовательской и инновационной деятельности по итогам 2010-го года.

З.В. Атаев

проректор по научной и инновационной деятельности

 


 

РЕЙТИНГ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2010 ГОД

(в алфавитном порядке)

В группе докторов наук наивысшие рейтинговые показатели имеют:

Акавов З.Н., Алахвердиев Ф.Д., Алиев М.Н., Алиев Ш.К., Алипханова Ф.Н., Баглиева А.З., Баранникова Т.Б., Гаджиев Г.М., Гаджимурадова З.М., Гаматаева Б.Ю., Гасаналиев А.М., Гасанов М.Р., Далгатов М.М., Дибиров И.А., Ибрагимов Г.Х., Кадимов Р.Г., Магомеддибирова З.А., Магомедов М.И., Маллаев Д.М., Раджабов И.М., Халидова Р.Ш., Шарапудинов И.И.

В группе кандидатов наук наивысшие рейтинговые показатели имеют:

Абдулаева И.А., Абдулаева М.Ш., Адзиев Х.Г., Алиева З.А., Алижанова Х.А., Алиханов З.И., Амирбеков А.С., Асельдерова Р.О., Атаев З.В., Ашурбекова З.Н., Багдуева К.Г., Бажукова О.А., Валиева П.В., Гаджиев Г.Г., Гаджиев И.А., Гаджиева С.С., Гасанов Н.Н., Гасанова Д.И., Гасанова З.З., Гасанова С.Х., Дамаданова С.Р., Золотарева С.А., Ибрагимов И.Г., Изиева Д.П., Исмаилов Н.И., Исмаилов М.И., Казибекова Н.А., Керимова А.В., Магамедова М.М., Магомедова З.Ш., Магомедова П.Н., Магомедханова У.Ш., Мамедова Л.В., Мирзоев Ш.А., Мусаев Т.А., Мусаева Э.Ш., Нуралиева К.З., Нурмагомедов М.М., Омаров А.А., Омаров М.М., Омарова П.О., Пайзулаева П.Г., Пахрудинова Р.О., Разаханова В.П., Рашидов М.Р., Саидова М.З., Салаватов М.И., Таирова М.О., Халидов М.М., Чеерчиев М.Ч., Эмирова М.Н.

В группе преподавателей, не имеющих ученые степени, наивысшие рейтинговые показатели имеют:

Абдулкадырова П.М., Абдуллаева Н.А., Абдуразаков М.А., Акавов А.Х., Асланбекова А.Х., Ахалов С.А., Балгуев Т.Р., Габибулаева П.М., Гаджиагаев А.С., Галбацдибирова М.А., Гейбатов Г.Н., Демирова Л.И., Ибрагимов Н.Р., Исмаилов И.С., Короглиева М.Г., Курбанов Х.М., Магомедов М.П., Магомедов М.-Н.Г., Магомедова М.А., Мусаев А.Б., Муталимова Х.Х., Рамазанова З.Р., Рашидова С.М., Сулаева И.М., Сулейманова Х.Г., Ханмагомедов Ю.М., Ханмурзаева Э.А., Шахбанова П.Г., Юнусов А.М., Юнусова К.А.

Copyright © 2024. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта принадлежит программисту УНИ ДГПУ Ибрагимову Н.Р.